feanoturi (feanoturi) wrote,
feanoturi
feanoturi

Великая тайна вопросов на защитах

Неумолимо приближаются сроки студенческой конференции на факультете, а за ними и до защит курсовых и дипломных работ недалеко. Послушав студентов, у которых я веду, я понял, как и многие годы назад студенческий люд боится вопросов не по теме исследования, в них они, слава Эру, еще как-то разбираются - сами работу делали и участвовали в обсужении, а случайных вопросов, которые, как они говорят, невозможно предугадать.

Раскрываю страшную тайну случайных вопросов - как-то еще в бытность аспирантом мы с моим дипломником и хорошим другом проанализировали перечень вопросов, которые задают ни хрена не понимающие не до конца разобравшиеся в теме работы люди. Несмотря на внешне большое количество таких способов показать свое офигенное интеллектуальное превосходство над докладчиком поглубже разобраться в теме исследования, идиотские вопросы вопросы не по теме делятся на три класса:

Класс первый с общим названием "А нафига это надо?" - У этого вопроса много формулировок: "Обозначьте свою роль в общем исследовании", "Имеет ли Ваша работа теоретический или прикладной характер", Что нового вы нашли" и т.д. Обычно вопросы этого рода задают либо председатели Советов по защитам или председатели жюри конкурсных конференций когда спрашивать что-то надо, чтобы не оставлять человека без вопросов вообще или (реже) чтобы перевести дискуссию из неконструктивного русла с переходом на личности автора работы и его руководителей в более нейтральное русло.

Класс второй с общим названием "А ацетонитрил пробовали?" - Самый идиотский тип вопросов, ответ на который подразумевает умение человека предсказать, какие результаты он бы получил в непроведенном эксперименте при смене условий, при проведении непроведенных расчетов с использованием другой расчетной модели и т.д. Варианты ответа а) попытка  ухода от вопроса  с общей формулировкой "Это не входило в конкретные цели нашей работы", и повторением Ваших целей и полученных при их достижении результатов. Этот метод, однако не гарантирует  ухода от вопроса и перерастания обсужения в фазу б) - дискуссию о несделанном. Для ее выдерживания требуется хорошая общая эрудиция и умение "держать удар", невзирая на авторитеты, обычно беседа двух-трех доцентов-профессоров с одним студентом напоминает беседу водителя с инспектором ГИБДД, твердо вознамерившимся убедить водителя, что он неправ - опять же некоторым водителям  удается переубедить гаишника и без перераспределения денежных средств. В плане защит-конференций, правда, может помочь председатель Совета или ведущий конференции или просто добрая душа, задавший вопрос из первого или третьего класса

Класс третий с общим названием "Каково качесто работы?" -  вопросы самые простые "Какой выход?", "Каковы коэффициенты корреляции?" "Каков предел аналитического обнаружения?" и т.д. Отвечать на такие вопросы одно удовольствие, дознаватели участники дискусии также часто их используют в качестве "палочки-выручалочки", однако есть определенный риск того, что если человека из зала не устраивает полученный выход он может вернуться к вопросам второго класса, спросив "А если бы  взяли ацетонитрил, может быть выход у Вас вырос бы ?".

P.S. Я раскрыл "Страшную тайну вопросов" на более близких себе примерах дискуссий в химическом сообществе, но, думаю, и представителям других цехов такая классификация будет весьма полезна :-)
 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments