feanoturi (feanoturi) wrote,
feanoturi
feanoturi

Categories:

Ваш восьмиклассник сказал, что хочет идти на олимпиаду по химии. Как на это реагировать?

Сверху ожидания человека, первый раз идущего на олимпиаду о характере заданий, снизу – реальность в его восприятии

Тут меня давеча в комментах попросили выдачи рекомендаций о подготовке восьмиклассников к химической олимпиаде. И, хотя вопрос был от одного конкретного человека, я решил вынести свои размышления в отдельный пост, поскольку френдов, прямо или косвенно имеющих отношение к образованию, в том числе и школьному, у меня в ленте много.

Итак, повсеместно химическая олимпиада планово (в реестре МОиН РФ) для учеников 8 класса проводится сравнительно недавно (годика так с 2008/2009 учебного), причем только на школьном и муниципальном уровне (в некоторых регионах, в частности Москве, эта практика давняя). Ввел эту практику минобр из благих побуждений, как там пишут в официальных документах: «…чтобы усилить работу с одаренными учащимися, повысить интерес к химии…». Тем не менее, по моему личному мнению, в данном случае как раз получилась стандартная ситуация с тем, куда может завести навигатор, использующий в прокладывании маршрута благие намерения.

Почему? Да просто проводить в ноябре-декабре для восьмиклассников какие-то серьезные конкурсные соревнования по химии, когда из-за нашего многообразия учебных программ и стандартов еще и нет четкого критерия – что же в этот период детки, только что начавшие заниматься химией, должны из оной химии знать. Возможно, что эта мера хороша для подготовки «профессиональных» участников олимпиад высокого уровня, но для прививки интереса к химии большего количества школьников, сугубо ИМХО было бы полезнее проводить это мероприятие в ближе к завершению 8 класса, когда в голове у интересующихся уже могли выкристаллизоваться какие-то мало-мальски системные представления о предмете.

Тем не менее, зачастую многие решения в области образования существуют независимо от нашего мнения о них и передаются нам в не всегда приятных ощущениях, поэтому чтобы восьмиклассники успешно посетили соответствующие олимпиады все равно нужно что-то делать (под минимальным критерием успешности я склонен считать желание человека посетить эту олимпиаду через год, уже будучи девятиклассником, ну а максимальный критерий успешности – естественно не органичен, знавал я случаи успешного выступления на заключительном этапе Всероссийской и восьми- и даже шестиклассников). Далее я формулирую две группы советов, предназначенных, само собой для подготовки не тех восьмиклассников, которые к ноябрю-декабрю уже успели прочитать и понять всего Некрасова (не поэта, а автора учебника по неорганической химии) или хотя бы Хомченко или Глинку, а среднестатистических отличников по химии, которых химия заинтересовала практически внезапно.

Итак первая группа советов – психологическая.
1. В первую очередь восьмикласснику, пошедшему на химическую олимпиаду, нужно аккуратно разъяснить, что злые тети и дяди, составляющие олимпиадные задания, последний раз на уроке химии в 8 классе были когда сами учились в школе, или, в крайнем случае, приходили на такой урок с инспекторской проверкой, поэтому представления о том, какие задания давать на конкурс восьмиклассникам, у них очень своеобразные ему вполне могут встретится задания и термины, которые он просто не знает и, соответственно, не сможет решить. Тут нужно очень деликатно объяснить, что успех в олимпиаде – это не сбежать с конкурса, увидев незнакомые слова и термины, а честно сделать все, что он в силах сделать и попытаться сделать то, что он пока сделать не в силах. Опять же надо довести до потенциального конкурсанта, что подавляющее большинство его «конкурентов» будет в такой же ситуации, и ничего страшного тут нет.

2. Немаловажно объяснить подопечному, что олимпиада отличается от контрольной сразу двумя вещами – а) в олимпиаде в отличие от контрольной за неправильные ответы оценки не снижаются; б) в контрольной оценка абсолютная – на «5» нужно решить ВСЕ задания, в олимпиаде призером/победителем можно стать, все задания не решив, но решив больше остальных (правда при этом стоит опять же намекать на то, что реальная жизнь ближе к контрольной по схеме оценивания).
3. Надо поработать над тем, чтобы у школьника выработался хоть какой-то иммунитет перед, с его точки зрения, огромными формулами и сложными названиями. Как не крути, к ноябрю-декабрю на уроках восьмиклассники преимущественно сталкиваются с простыми или двухэлементными веществами с простыми коэффициентами, поэтому даже относительная простенькая формула типа Mo(CO)6 может вогнать человека в священный трепет. Для такой «вакцинации» полезно дать подопечному парочку задач, скажем, на определение содержания элементов в веществе сложнее оксида и объяснить, что поскольку в настоящее время описано и изучено около 87 миллионов веществ (данные на май 2014), поэтому ожидать, что все они будут выражаться простыми формулами как-то излишне оптимистичное допущение, но при этом для работы со ВСЕМИ формулами мы используем одни и те же алгоритмы.

Вторая группа советов – методическая (или что желательно знать). Скажем так, самую базу, und zwar:

1. Различие между физическими и химическими процессами.

2. Хотя это не совсем химия, а проходится в физике, но умение переходить от массы к объему и обратно.

3. Отличать простые вещества от сложных.

4. Уметь записывать формулы бинарных соединений по степени окисления (валентности – в 8 классе эти понятия еще не разделяют) входящих в состав элементов и, соответственно, определять валентность по Периодической системе.

5. Уметь вычислять процентное содержание элемента в веществе по формуле вещества (очевидно, что определение молекулярной массы вещества в это умение входит по умолчанию).

6. Знать, что «моль», это не только бабочка, которая может сожрать свитер из шерсти, но и 6˙1023 молекул или атомов, соответственно вычислять количество как этих молей, так и количество молекул или атомов в штуках.

7. Уметь делать вычисления с растворами (приготовление раствора с определенным процентным содержанием вещества, разбавление концентрированного раствора, опять же с массовыми процентами – в 8 классе еще преждевременно говорить о молярной концентрации).

8. Уметь записывать простенькие уравнения реакций (чаще всего горения) «с нуля» или расставлять коэффициенты в реакциях более сложных, но уже с записанными продуктами, знать свойства кислорода, серы, металлов и галогенов.

9. Знать в общих чертах некоторые исторические моменты химии, некоторые персоналии, некоторые исторические и современные «интересности» относительно химии, чтобы решить какой-нибудь предлагаемый хорошими составителями заданий кроссворд или систему тестов. Впрочем, если школьник сам интересуется химией, с большой долей вероятности можно сказать, что такие вещи он знает не хуже учителя, поскольку если есть реальный интерес, помноженный на доступность интернета, одному Эру известно, какие интересные факты он может откопать.

Если же восьмиклассник умеет вычислять простейшую формулу вещества по массовым долям элементов, входящим в его состав, помнит, что уравнение Менделеева-Клапейрона – это не только физика, но и химия, знает цвета (пусть даже десятка) неорганических солей и то, как некоторые элементы окрашивают пламя (пусть хотя бы для щелочных металлов и кальция), можно быть относительно спокойным – первое выступление на химической олимпиаде не станет для него разочарованием, а возможно, он и попадет в число призеров.

Ну и последнее – вот по этой ссылке находится очень хороший банк заданий школьных химических олимпиад, так вот, подготовить ваших восьмиклассников к тому, что их ждет, вы можете, выбрав задания Московской олимпиады школьников по химии – там, в олимпиадах с 2003 года и ближе к нам по шкале времени, есть задания для восьмиклассников, причем в более свежих конкурсах – еще и с решениями.
DIXI

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments