feanoturi (feanoturi) wrote,
feanoturi
feanoturi

Categories:

Велика вероятность того, что хазары не обращались в иудаизм

Долгое время предполагалось, что хазары, тюркоязычные кочевники обратились в иудаизм (по крайней мере, их правящая верхушка) в 9 или 10 веке нашей эры обратились в иудаизм. Однако в новой работе делается вывод о том, что такое обращение никогда не имело места.

Примерно с седьмого до десятого веков н.э. хазары безраздельно властвовали в степях между Черным и Каспийским морями, начав покорение земель с территории современного Дагестана и дойдя до верховьев Волги. В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей, а в следующем 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил Саркел, который с этого времени стал русским городом Белая Вежа, тогда же был захвачен и Самкерц (Тмутаракань), в том же 965 или, по другим данным, в 968/969 году русы, действуя в союзе с огузами, разгромили Итиль и Семендер. Этот момент считается концом независимого Хазарского государства, и после походов Святослава о хазарах практически ничего не упоминается. О культуре и общественном строе хазар известно немного – они не оставили письменного наследия, а археологические находки артефактов, относящихся к Хазарии, крайне редки. Тем не менее, существует мнение о том, что либо все хазары, либо правящая верхушка Хазарии с определенного момента начали исповедывать иудаизм.

Связь хазар с иудеями в представлении широкой общественности начался тогда, когда еврейский средневековый поэт и мыслитель Йехуда Галеви (Yehudah Halevi 1075-1141) использовал обращение хазар в иудаизм качестве канвы книги «Кузари». В последующие века теме взаимоотношения иудеев и хазар практически не удалялось внимания, однако в 1932 году украинский востоковед Агафангел Крымский (кстати в исторической науке – непримиримый оппонент Михаила Сергеевича Грушевского) опубликовал малоизвестную шеститомную историю хазар, в которой ссылался на написанные на иврите первоисточники об истории хазарского обращения, тем не менее эти первоисточники ставились современниками-ориенталистами под сомнение и неоднократно критиковались в печати.

В 1954 Дуглас Мортон Данлоп (Douglas Morton Dunlop) сделал концепцию иудаизма у хазар мейнстримом исторических учебников, написав труд «История хазар-иудеев», а в 1976 году бестселлер Артура Кестлера «Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и её наследие», утверждавший, что европейские евреи-ашкенази, являются потомками хазар, привлекло к легенде внимание европейцев.

Автор новой статьи, Саул Стампфер (Shaul Stampfer) отмечает, что выводы о иудаизме в Хазарии делались на основе ограниченного количества письменных источников и монет, а вот физически-артефактного подтверждения этому нет – археологические изыскания захоронений хазар не содержат каких-ли бы то не было предметов, связанных с иудаизмом, впрочем как и на самих сохранивших орнамент могилах, орнаменты, типичные для иудаики не прослеживаются. Стампфер также проанализировал источники, которые чаще всего цитируются в связи с попытками доказать обращение хазар в иудаизм – в первую очередь «еврейско-хазарскую переписку» – 1. письмо сановника Кордовского халифата Хасдая ибн Шафрута к хазарскому царю (беку) Иосифу; 2. Ответное письмо царя Иосифа; 3. Фрагмент ответного письма подданного Иосифа, неназванного хазарского еврея (так называемый Кембриджский Аноним).

Проанализировав имеющиеся письменные источники на иврите, староарабскоми константинопольские хроники и состояние археологических находок на предметов материальнйо культуры Хазарии, Стампфер заявляет, что большинство источников, которые принято цитировать в связи с вопросом, являются какофонией искаженных свидетельств, противоречий, столкновения личных интересов и аномалий, в то время, как в других источниках того же периода про обращение хазар хранится полное молчание. Так, наиболее надежные письменные источники 9 и 10 веков – послание толмача Салама Калифу аль Фатиху (842 год н.э.) и письмо Николая, патриарха Константинополя (914 год н.э.), в которых упоминаются хазары, ничего не говорят обо обращении.

На анализ всех этих письменных источников и изучение археологических следов Хазарии ушли годы, и, говоря о том, что материальных свидетельств конверсии хазар нет, а письменные источники во многом противоречивы, Стампфер делает вывод о том, что искать темную кошку в темной комнате при отсутствии кошки в оной комнате бессмысленно – вывод историка прост – обращение хазар в иудаизм всего лишь легенда, не подкреплённая фактами. Скорее всего ни все хазары, ни их правящая верхушка не принимали иудейскую веру, и до крушения основной религией хазар было традиционное язычество и почитание бога неба Тенгри.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments